Экология 

Экология города

Неблагоприятная экологическая ситуация обещает стать главной проблемой 21-го века. Это особенно актуально для крупных городов, где сегодня проживает значительная часть населения Земли, и процесс урбанизации, по мнению экспертов, еще не завершен. Рост заболеваний дыхательных путей, аллергия, заболевания кровеносной системы - это далеко не полный перечень последствий ухудшения экологической ситуации, и, в частности, загрязнения атмосферы.
 
Некоторые данные из отчётов экологов:
  • В крупных городах большая часть вредных выхлопов (более 60%) – это выхлопные газы автомобилей
  • Средний легковой автомобиль выбрасывает в год столько углекислого газа, сколько весит сам
  • 48 кг различных канцерогенных веществ в год вдыхает житель мегаполиса
  • 225 тыс. человек ежегодно умирает в Европе от заболеваний, связанных с выхлопными газами
  • На 4 года меньше живет средний житель мегаполиса по сравнению с теми, кто живет в сельской местности.
Между тем, современный человек уже не представляет себя без личного автомобиля, а экономика страны немыслима без хорошо развитого общественного транспорта. Поэтому количество автомобилей на дорогах страны будет расти с каждым годом.
 
Сегодня, по данным агентства «Автостат», каждый четвертый житель России владеет автомобилем. И к началу 2012 года уровень автомобилизации в России достигнет 250 машин на 1000 жителей. Эксперты ожидают, что наш автопарк вырастет к 2020 году в полтора раза, что, несомненно, скажется негативно на экологии страны вообще и крупных городов в частности.
 
Принимая во внимание все эти факторы, многие страны мира начали активно поддерживать экологически чистые технологии, в том числе на транспорте. Примером таких «зелёных технологий» является электротранспорт. По мнению многих экспертов, именно этот вид транспорта может кардинально решить проблему экологической нагрузки на город и обеспечить полное отсутствие вредных выбросов, бесшумность и безопасность эксплуатации.
 

 
Создавая источники питания на основе литий-ионных аккумуляторов и прототипы электромобилей, компания Лиотех планирует внести свой вклад в оздоровление экологической ситуации в городах России, повысить качество жизни каждого ее жителя и тем самым гарантировать здоровье будущих поколений.
 
Выбросы (% по объему) вредных веществ при работе бензинового и дизельного двигателей.
 

 
Вещество
Двигатель
Бензиновый
Дизельный
Оксид углерода
0,5-12,0
0,01-0,5
Оксид азота
0,005-0,8
0,002-0,5
Углеводороды
0,2-0,3
0,009-0,5
Бенз(а)пирен
До 20 мкг/м3
До 10 мкг/м3
 
Примечание.
 
Оксид углерода - Вдыхаемый в больших количествах оксид углерода поступает в кровь, уменьшает приток кислорода к тканям, повышает количество сахара в крови, ослабляет подачу кислорода к сердцу. У здоровых людей этот эффект проявляется в уменьшении способности выносить физические нагрузки. У людей с хроническими болезнями сердца он может воздействовать на всю жизнедеятельность организма. В случаях нахождения вблизи автомагистрали с интенсивным движением транспорта у людей с больным сердцем могут наблюдаться различные симптомы ухудшения здоровья.
 
Оксид азота NO - сильный яд, оказывающий влияние на ЦНС, а также вызывающий поражение крови за счёт связывания гемоглобина. Относительно высокой токсичностью (при концентрации выше 0,05 мг/л) обладает и  оксид азота NO2. Он раздражает дыхательные пути и угнетает аэробное окисление в легочной ткани, что приводит к развитию токсического отёка легких.
 
Углеводороды - обладают наркотическим действием, в малых концентрациях вызывают головную боль, головокружение и т.п.
 
Бензапирен - это химическое соединение,которое относится к первому классу опасности. Это типичный химический канцероген и опасен для человека даже в минимальных концентрациях, поскольку обладает свойством накапливаться в организме человека.
 
Кроме того бензапирен обладает мутагенными свойствами, т.е. способен вызывать мутации. Ученые уже проводили опыты с безапиреном на животных, и эти опыты показали, что бензапирен способен проникать в организм через кожу, органы дыхания, желудочно-кишечный тракт и самое страшное он способен проникать через плаценту. Ученые использовали все выше перечисленные способы «доставки» бензапирена в организм животных, и во всех случаях удалось вызвать развитие злокачественной опухоли у животных.
 
 

Состояние загрязнения атмосферного воздуха в Москве

Общая оценка загрязнения атмосферы.

По данным наблюдений в 2009 -2010гг году степень загрязнения атмосферы в целом по городу оценивается как очень высокая: ИЗА5 = 14,0, СИ = 6,5 для бенз(а)пирена и НП = 45% для фенола. Воздух города наиболее загрязнен формальдегидом, фенолом, бенз(а)пиреном и диоксидом азота, которые вносят значительный вклад в величину ИЗА.

Характеристика загрязнения атмосферного воздуха.

Проблему загрязнения в Москве, как и в прошлом году, создают выбросы автотранспорта, которые составляют 96% от общих антропогенных выбросов.

По результатам социально-гигиенического мониторинга высокая химическая нагрузка, связанная с загрязнением атмосферного воздуха, основным источником которого является автотранспорт, оказывает негативное влияние на здоровье населения. У детей, проживающих на территориях вблизи крупных автомагистралей, в 1,5-2 раза чаще, чем в среднем по Москве, регистрируются заболевания глубоких отделов органов дыхания (бронхит, пневмония, а также хронические болезни миндалин и аденоидов, хронический фарингит, назофарингит и синусит). Высокие уровни заболеваемости детей хроническими болезнями органов дыхания, аллергическим ринитом и бронхиальной астмой также регистрируются на территориях жилых кварталов, размещенных вблизи крупных магистралей

В рамках работы проведено исследование этих соединений в районе автомагистралей г. Москвы, цель которого — установить территориальные особенности формирования канцерогенной нагрузки на население.

На основании комплекса натурных исследований показано стабильное загрязнение примагистральных районов города этими классами соединений, интенсивность которого зависела от плотности транспортного потока при качественно одинаковом спектре.

На территории большинства районов города во всех пробах отмечено существенное превышение ПДК БП и летучих НА, что обусловлено выбросами автотранспорта,. В ряде районов города при относительно невысоком транспортном потоке, к тому же преимущественно легковом, но плотной застройке с незначительным разрывом между магистралью и строениями, усложняющей процесс рассеивания выбросов двигателей, отмечены концентрации канцерогенов, превышающие ПДК в 9 и более раз.

Таким образом, доказано что автомагистраль является источником загрязнения атмосферного воздуха соединениями классов ПАУ и НА, уровень которых обусловлен плотностью транспортного потока, характером разрывов и застройки примагистральных территорий. Население, проживающее в районе автодорог, имеет повышенный риск онкозаболеваний, уровень которого имеет территориальные особенности.

Загрязнением воздуха обусловлено от 20 до 30 % общих заболеваний жителей г. Москвы [8-10]. В Москве с начала 2000-х гг. наблюдается рост заболеваемости населения ишемической болезнью сердца. При этом отмечается зависимость заболеваемости с ростом числа транспортных средств в городе, что связано с увеличением количества выбросов и шума. Так, с с2005г. частота заболеваний ишемической болезнью сердца увеличилась в 3.7 раза [8-10].

Также наблюдается рост заболеваемости населения цереброваскулярными болезнями. При этом тенденция роста заболеваемости совпадает с динамикой роста индекса загрязнения атмосферного воздуха и увеличения численности автотранспорта в городе. В связи с ростом уровня загрязнения атмосферы значительно возросла заболеваемость населения хроническими формами болезней органов дыхания, как среди детей, так и среди взрослых. При этом частота заболеваний взрослого населения хроническим бронхитом выросла с с2002- по2009 гг. в 2.5 раз. При этом динамика уровня заболеваемости совпадает с ростом количества выбросов от автотранспорта. Кроме того, прослеживается четкая зависимость между количеством выбросов от автотранспорта и ростом заболеваемости бронхиальной астмой.

Повышенной восприимчивостью к воздействиям загрязнителей обладают беременные и дети первого года жизни. Среди женщин детородного возраста, проживающих в Москве, наблюдается рост заболеваемости, увеличение частоты патологии беременности родов. Значительное число детей рождается с отклонениями в физическом и нервно-психическом развитии, с врожденными наследственными заболеваниями. С 1992 по 1998 г. общая заболеваемость детей первого года жизни увеличилась на 40 %, в 1.5 увеличилась частота заболеваний нервной системы и органов чувств, болезней крови (анемии). Более чем в 2 раза выросла заболеваемость врожденными пороками развития и перинатальной патологии, т. е. заболеваний с высоким уровнем летальности.

Таким образом, дети первого года жизни стали относиться к группе не только высокого социального, но и экологического риска, во многом обусловленного нерешенными проблемами загрязнения атмосферного воздуха. Рассмотренные закономерности позволяют сделать вывод о том, что между состоянием здоровья населения и повышением уровня загрязнения воздуха в г. Москве прослеживается четкая связь.

Комментарии

Количество комментариев: 0 | Добавить комментарий