Альтернативная энергетика 

СМИ о компании

30 августа 2010

Бензин бьют током

Как стало известно "Ъ", столичные власти намерены к 2015 году вывести Москву в лидеры среди мировых мегаполисов, использующих общественный транспорт на электротяге,— им планируется осуществлять 80% городских пассажироперевозок. В рамках проекта власти планируют оборудовать перехватывающие парковки зарядными станциями и для частных электромобилей. Три года назад похожие цели перед собой ставил экс-мэр Юрий Лужков, однако достичь их не удалось.

В распоряжении "Ъ" оказался протокол совещания на тему "Развитие дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы применительно к нуждам электротранспорта на автономных источниках электропитания", которое проводил заммэра Москвы Николай Лямов вместе с автокомпаниями, производителями батарей и энергетиками. Как следует из документа, власти ставят перед собой амбициозные цели: через три года Москва должна занять первое место в мире среди мегаполисов по объему пассажироперевозок на электротранспорте (включая метро, трамваи, троллейбусы, электробусы) — до 80%.

Работа по внедрению электротранспорта в Москве активизировалась после того, как в июне 2011 года президент Дмитрий Медведев заявил о необходимости поддерживать инициативу некоторых регионов по переводу общественного транспорта и грузовиков "на электрическую или гибридную тягу". 

В мэрии считают, что Москве требуется около 12,5-13,5 тыс. единиц общественного транспорта. 20% из них планируется оставить на дизельном топливе, остальные могут быть заменены электробусами на аккумуляторах. Согласно одному из проектов, на них впоследствии заменят троллейбусы, курсирующие по Бульварному кольцу. Ожидается, что это будут электробусы малого класса (18-20 мест).

До 1 ноября 2011 года производители должны представить в мэрию прототипы электробусов: основное условие — способность проезжать на одной зарядке расстояние от 250 км и пригодность к зимней эксплуатации. Власти не исключают, что уже в конце года может быть проведен конкурс для закупок техники на ближайшие три года. Как следует из протокола совещания, рассматриваются, например, китайский Youtong и электробус, собираемый на заводе "Тролза" в Энгельсе с батареями и двигателями ООО "Лиотех". Последний, в частности, планируется выпускать в двух вариантах — с запасом хода на 125 км и 250 км при стоимости от 8 млн до 11 млн руб., что примерно в два раза дороже автобуса большой вместимости (на 89 мест). Но при переходе на серийное производство цена снизится примерно на 20%, а за четыре-пять лет за счет экономии на ГСМ электробус окупится и начнет приносить большую, чем обычный автобус, прибыль.

Основные вопросы, которые остаются открытыми: где ремонтировать электробусы и каким образом они будут заряжать батареи? "Единого промышленного стандарта для автобусов и грузового электротранспорта пока нет. В рамках созданной рабочей группы мы решаем, какой стандарт оптимально применять в городе в наших условиях. Сейчас собирается информация о зарубежном опыте, идут консультации с производителями,— пояснил "Ъ" руководитель проекта по электротранспорту МОЭСК Денис Цыпулев.— Мы ставим задачу более широко: обеспечить создание универсальной зарядной инфраструктуры для зарядки и электробуса и частного электромобиля". Отметим, что за последнее время на российском рынке появился в официальной продаже электромобиль Mitsubishi i-MiEV. Ранее МОЭСК уже объявила о строительстве в 2011 году первых станций для зарядки легковых автомобилей, в том числе и стандарта ChaDeMo (быстрая зарядка постоянным током). По словам господина Цыпулева, до конца года зарядных станций всех типов в городе появится 28, в частности, около офисов МОЭСК, на паркингах торговых центров и кинотеатров и в ряде дилерских центров, при этом в рамках пилотного проекта МОЭСК EV подзарядка пока будет бесплатной. 

Отметим, что развивать электротранспорт в Москве пытался и экс-мэр Юрий Лужков. В частности, в 2008 году он выделил более 135 млн руб. на "организацию практического использования электромобильной техники". При этом городские власти обещали, что в течение двух лет в столице появятся грузовики и автобусы на электротяге, а также заправки с розетками для подзарядки аккумуляторов, а для покупателей электромобилей, возможно, введут налоговые льготы. Однако ничего этого так и не случилось. Каким будет бюджет нового проекта, нынешние столичные власти пока не определили.

Где пересаживаются на электробусы - мировая практика.

Первый автобус на электрической тяге появился в Лондоне еще в 1886 году, но массового распространения этот вид транспорта пока не получил. Стоимость одного электробуса составляет около €150 тыс., что в среднем в полтора раза больше цены автобуса на дизельном топливе. В данный момент эксперименты по выводу на маршруты электробусов, работающих на водородных топливных элементах или на суперконденсаторах, проводятся в нескольких десятках городов мира.

В 2001 году начала действовать программа "Чистый городской транспорт для Европы" по отработке различных вариантов перевода общественного транспорта на экологически чистые источники энергии. В ней участвуют Лондон, Берлин, Гамбург, Амстердам, Рейкьявик, Мадрид, Барселона и Люксембург, а также Пекин и австралийский Перт. В этих 10 городах работают 47 электробусов Mercedes-Benz Citaro на водородных топливных элементах. Они развивают скорость до 80 м/ч и при загрузке в 70 пассажиров преодолевают расстояние до 250 км. 

Планы по развитию парка электробусов оглашали власти различных городов Канады. Так, в Квебеке с 2008 года курсируют восемь бесплатных туристических электробусов Ecolobus, которые развивают скорость до 33 км/ч. Власти Монреаля планируют сделать его первым городом в Северной Америке, который полностью откажется от дизельных автобусов. С 2012 по 2025 год на маршруты будет выведено 1300 электробусов. 

С января 2011 года электробусы входят в систему общественного транспорта Сеула наряду с обычными автобусами. Пять машин, созданных компанией Hyundai Heavy Industries и ее партнерами, обслуживают три маршрута в центре города. Одной подзарядки батареи, на которую требуется около получаса, хватает на 85 км пути. Максимальная скорость - 65 км/ч. В планах городских властей полностью заменить половину обычных автобусов на электрические к 2020 году.

Источник: КоммерсантЪ
Страны: Россия
Города: Москва

Комментарии

Количество комментариев: 0 | Добавить комментарий