†“елекоммуникации†

Ќовости отрасли

26 марта 2013

Ќано выходит на трассу

¬ следующем году ѕ€тницка€ улица в ћоскве, участок сельской дороги в –€занской области и часть скоростной федеральной трассы в “атарстане станут инновационными. ќпытные участки дорог будут введены в эксплуатацию в рамках реализации федерального пилотного проекта "»нновационна€ дорога". ≈го главна€ цель - апробаци€ новых технологических решений и создание условий дл€ массового применени€ инноваций в дорожном строительстве. ќ том, чего ждать от "дорог будущего" и на какой стадии реализации проект находитс€ сегодн€, в интервью "–Ѕ√" рассказал его куратор, директор департамента программ стимулировани€ спроса ‘онда инфраструктурных и образовательных программ –ќ—ЌјЌќ јлександр ћорозов. 

- ќсенью на форуме "ќткрытые инновации" был презентован федеральный пилотный проект "»нновационна€ дорога", в но€бре был объ€влен сбор за€вок от производителей инновационной продукции. ¬ какой стадии проект находитс€ сейчас: что уже реализовано, а что только предстоит сделать?

- —разу после того как проект был представлен на форуме, мы вместе с представител€ми ‘едерального дорожного агентства и органами исполнительной власти субъектов –‘, участвующими в проекте, начали собирать предложени€. Ёто были и конкретные варианты технологий, которые могли быть внедрены в рамках проекта, и предложени€ по улучшению законодательства в автодорожной отрасли. «атем на рабочей группе профильной технологической платформы эксперты утвердили итоговый перечень решений дл€ составлени€ технического задани€ на проектирование объектов. ѕервыми начнут реализацию проекта власти ћосквы на ѕ€тницкой улице, где строительные работы должны начатьс€ уже в четвертом квартале текущего года, а в 2014 году мы ожидаем ввода в эксплуатацию уже "инновационной" ѕ€тницкой улицы. я надеюсь, что и по остальным дорогам, участвующим в проекте, мы также сможем выдержать эти сроки и уложитьс€ с вводом объектов в следующем году.

-  акова основна€ цель проекта и как он будет способствовать инновационному развитию страны?  ак будет стимулировать спрос на инновации?

- ÷ель нашего проекта создать нормативные услови€ дл€ широкомасштабного применени€ инноваций, показать на примере трех совершенно разных участков дорог, каким образом современные технологии могут сделать дороги более безопасными и долговечными, а их строительство менее затратным и причин€ющим меньший вред окружающий среде. ¬ дорожном строительстве используетс€ продукци€ различных отраслей промышленности, и на примере нашего проекта мы стараемс€ показать, что инновационна€ экономика в –оссии есть не только на бумаге. ћы стремимс€ к тому, чтобы больша€ часть решений и технологий, используемых при реализации проекта, были бы российского происхождени€.

- ¬ каких регионах реализуетс€ проект, какие дороги будут реконструированы? ѕо каким критери€м были выбраны именно эти дороги?

- ƒл€ реализации проекта были выбраны три дороги. Ёто ѕ€тницка€ улица в ћоскве, пример городской дороги, а также участки трасс в –€занской области (сельска€ дорога) и в “атарстане (скоростна€ трасса федерального значени€). ” каждого из этих типов дорог есть много особенностей, они не похожи друг на друга. Ќа федеральных трассах, в отличие от городских, нет перекрестков, зато есть сложные разв€зки и стоит проблема освещенности дорог на многокилометровых перегонах, скоростной режим, оп€ть же, другой.   тому же эти три типа дорог слишком разные: некоторые решени€ применимы только на федеральных трассах, другие только в городе.

-  акова роль каждого из участников проекта - в чем сфера ответственности министерств, а в чем фонда?

- «а фондом –ќ—ЌјЌќ координирующа€ роль, роль института развити€, если хотите. ѕлюс на начальном этапе через нас проходили все за€вки на участие. –оль министерств в прин€тии тех или иных стандартов и других регулирующих документов.

- «а счет каких средств реализуетс€ проект?

- »з средств субъектов –оссийской ‘едерации.

-  то может прин€ть участие в проекте?  аким критери€м должна соответствовать компани€, чтобы ее инновационна€ продукци€ была использована в проекте?

- ќтбор проектов и решений уже завершен, это был открытый конкурс. ¬ течение шести мес€цев происходил сбор за€вок, которые рассматривались с участием всех заинтересованных сторон.  ритерии предельно пон€тны - это должны быть действительно инновационные решени€, в том числе и нанотехнологии. ѕредпочтение отдавалось отечественным продуктам и решени€м. «ападные разработки принимались к реализации в рамках программы только в том случае, когда не было пр€мого российского аналога. ¬ начале реализации проекта было требование - технологии должны быть исключительно российские. Ќо после долгих обсуждений было прин€то взвешенное решение: при отборе технологий отдавать предпочтение отечественным разработкам, а в случае, если пр€мых аналогов нет, брать западные. ¬ рамках проекта должно быть реализовано 84 решени€, при этом около 80 процентов из них российские. Ёто и светодиодное освещение в различных вариантах, включа€ высокомачтовые светильники дл€ трасс, и различные решени€ дл€ дорожного покрыти€ (модификаторы и добавки в асфальт), различные конструкционные композиционные материалы.

- ¬ рамках реализации проекта фонд совместно с ‘едеральным дорожным агентством принимают предложени€ по совершенствованию нормативной базы в автодорожной отрасли. ≈сть ли уже какие-то инициативы? Ќа ваш взгл€д какие пробелы в законодательстве сегодн€ существуют?

- ѕроблемы известны давно, и вр€д ли их можно назвать сугубо "дорожными" - они характерны дл€ всех отраслей российской экономики. «начительное количество нормативной документации сильно устарело, и в ней просто не указаны новые материалы и технологии.   примеру, разработка, внедрение которой позволит удешевить производство столбов освещени€, не поступившись при этом соображени€ми безопасности, есть, но при строительстве ее использовать нельз€, так как официального разрешени€ нет. — нашей стороны, а также со стороны производителей поступило множество за€вок на изменени€ тех или иных стандартов дл€ применени€ конкретных технологий.

- ≈сть ли какие-то критерии успешности проекта? ѕо каким показател€м можно будет судить, что он удалс€?

- "»нновационна€ дорога" - это комплексный сложный проект. ≈диного критери€ успешности нет. ћы в первую очередь заботимс€ о безопасности движени€ как дл€ водителей, так и дл€ пешеходов. Ѕезопасности и, конечно, комфортности. ѕожалуй, другим таким критерием будет экономическа€ эффективность строительства и содержани€ дорог. ¬едь, с одной стороны, это залог того, что движение по дорогам станет безопаснее, а с другой станет подтверждением того, что инновационна€ экономика в –оссии - это не миф.

- ¬ случае успешной реализации будет ли проект продолжен и распространен на другие дороги страны?

- ¬се представленные решени€ можно будет использовать при строительстве и модернизации дорог во всей стране.  онечно, очень важно понимать, что решени€ должны внедр€тьс€ не по отдельности, а комплексно. »менно тогда достигаетс€ максимальный синергетический эффект.

 лючевые слова: »нновационна€ дорога

 омментарии

 оличество комментариев: 0 | ƒобавить комментарий